Инкубатор для стартапов

За три первых месяца 2015 года лондонские компании технологического сектора смогли получить через венчурное финансирование сумму в 682 млн долларов. Это оказалось на 66% больше, чем за январь–март 2014-го, и побило рекорд предыдущего квартала в 412 млн долларов.

За три первых месяца 2015 года лондонские компании технологического сектора смогли получить через венчурное финансирование сумму в 682 млн долларов. Это оказалось на 66% больше, чем за январь–март 2014-го, и побило рекорд предыдущего квартала в 412 млн долларов. Всего за три месяца лондонские технологические компании получили финансирования для своего развития на большую сумму, чем за весь 2012 год. И в шесть раз больше, чем за весь 2010-й, когда британский премьер Дэвид Кэмерон и мэр Лондона Борис Джонсон объявили об инициативе создания Тех-Сити — технологического кластера в столице Великобритании.

Всего семь лет назад, накануне финансового кризиса, в районах Олд-стрит, Фаррингдон и Шордич, расположенных к северо-востоку от лондонского Сити, базировалось лишь несколько десятков технологических компаний. Но в их числе оказались достаточно известные (социальная сеть Dopplr и интернет-радио Last.fm), поэтому власти решили помочь росту технологического кластера, который стал бы британским ответом американской Кремниевой долине. Уже в 2011 году в Тех-Сити работало около двухсот компаний — в основном из сферы малого бизнеса, со штатом несколько десятков человек. По оценкам журнала Wired, сегодня в лондонском Тех-Сити действует более двух тысяч технологических компаний, большинство из которых — молодые стартапы. При этом некоторые стартапы уже выросли в крупные компании с зарубежными офисами, а в Тех-Сити перенесли свои британские офисы международные гиганты, включая Yahoo! и Google. По размеру технологического кластера Лондон сегодня уступает лишь двум городам в мире — Сан-Франциско и Нью-Йорку.

При этом британское правительство не вкладывало существенных сумм в инфраструктуру Тех-Сити, не предлагало компаниям льготных кредитов и не создавало целевой программы с крупным бюджетом. Основная помощь властей была сфокусирована на привлечении внимания к зарождающемуся кластеру. В результате грамотно выстроенного пиара Тех-Сити заинтересовались инвесторы, в том числе иностранные, которые искали возможности вложения своих средств в тот момент, когда финансовому сектору из-за кризиса многие перестали доверять. По оценкам городского агентства London & Partners, с 2010 года по настоящее время кластер Тех-Сити получил более 4 млрд долларов венчурных инвестиций, из которых около половины пришло из Соединенных Штатов.

Гремучая смесь для интернет-предпринимательства,

Значительная часть велосипедного маршрута корреспондента «Эксперта» на работу пролегает по тем частям Лондона, которые практически не изменились за последние 15 лет. Однако по мере приближения к Фаррингдону это ощущение меняется: район сейчас выглядит гораздо современнее, чем пару лет назад. Около знаменитой дорожной развязки на Олд-стрит приходится лавировать в потоке велосипедистов, многие из которых молоды и одеты в джинсы и клетчатые рубашки. Они останавливаются у модных «хипстерских» кофеен, веломагазинов и кафе, в которых продают овсяную кашу по 10 долларов за чашку. По мере приближения к финансовому округу Сити велосипедисты исчезают столь же неожиданно, как и появились.

Так непосвященный взгляд может заметить Тех-Сити — центр цифровой экономики, который быстро меняет Лондон. Это необычно, ведь в первые десятилетия своего развития компьютерная отрасль не была городским феноменом, концентрируясь в США на окраинах больших агломераций. «Первые компьютерные компании вырастали на кампусах университетов и переезжали в технопарки и растущие пригороды, формируя кластеры — как Кремниевая долина к югу от Сан-Франциско и ее аналоги. Но с тех пор ситуация изменилась, потому что сегодня технологии — это не просто конструирование компьютеров или написание программного обеспечения, но вовлечение в цифровую экономику других экономических секторов, имеющих ярко выраженный городской характер: например дизайн, мода, кино, реклама, бизнес-услуги или финансы», — рассказывает «Эксперту» экономист Бен Роджерс, директор лондонского исследовательского центра Centre for London.

Именно поэтому в 2000-х годах технологические стартапы стали создаваться в Лондоне, особенно на границе центральной и восточной частей города. «Появлению Тех-Сити помогли удачное сочетание центрального местоположения, низких на тот момент ставок арендной платы и ощущение большого города. Компьютерные специалисты оказались рядом с творческими личностями, а рядом с ними были предприниматели и банкиры. Это создало гремучую смесь из сотрудников первых компаний, которые объединили разные отрасли — интернет и радио, моду и интернет-торговлю, путешествия и социальные сети. Это заложило основу успеха первых компаний, к которым затем стали присоединяться все новые и новые», — объясняет лондонский венчурный инвестор Шерри Коуту.

 

Londong_start_up

 

Привлекательность кластера Тех-Сити для технологических компаний вполне объяснима. Лондон является ведущим центром Великобритании в сфере финансов, развлечений, рекламы, маркетинга, моды и искусств. Для предпринимателей Тех-Сити это означает, что потенциальные потребители находятся на расстоянии вытянутой руки, при этом их 8,6 миллиона. Кроме того, лондонские университеты ежегодно выпускают десятки тысяч высококлассных специалистов — шесть вузов британской столицы вошли в список ста ведущих университетов мира по версии газеты The Times. В Лондоне же находится ведущий финансовый центр Европы, который может также быть источником средств, обеспечивающих рост технологической отрасли.

Впрочем, значение цифровой отрасли для городской экономики не ограничивается лишь стартапами Тех-Сити. «Старые методы категоризации компаний по отраслям уже не работает. Ведь изначально компании, работающие вне интернет-отрасли, нанимают все больше сотрудников для дизайна и оптимизации своих сайтов, размещают свои товары и услуги в интернете и переформатируют бизнес-процессы под нужды современной экономики, где все больше покупок совершается онлайн», — утверждает британский экономист Дуг Макуильямс, автор бестселлера «Экономика флэт уайт», названного в честь наиболее популярного среди молодых интернет-предпринимателей кофейного напитка. Согласно оценкам Макуильямса, в 2012 году «цифровая экономика» в Лондоне обеспечивала уже 7,6% экономической активности. К 2020 году эта доля может вырасти до 15,8%, обойдя финансовый сектор. Значительная часть этого роста обеспечивается за счет иностранных предпринимателей, сотрудников и капитала, перетекающих в Лондон в поисках наилучших условий для своего применения.

Реклама — двигатель прогресса

Как же Лондону удалось добиться подобных результатов, особенно в условиях после финансового кризиса, когда возможности государственных бюджетов были ограниченны? «У мэрии города не было средств для инвестиций, поэтому она смогла оказать в основном лишь организационную и рекламную помощь. Кроме того, власти выделили около 20 миллионов долларов на создание бизнес-инкубаторов для технологических компаний. В непрестижных офисных зданиях, построенных в шестидесятые годы, были созданы пространства для коворкинга, которые давали возможность недорого снимать помещения для стартапов с ограниченными финансовыми возможностями. Было сформировано специальное агентство для Тех-Сити — Tech City UK, которое занялось лоббированием интересов кластера. Причем как внутри страны (от телекоммуникационных компаний добились прокладки в Олд-стрит и соседние районы высокоскоростных интернет-соединений), так и за рубежом, чтобы вызвать интерес у инвесторов», — объясняет Бен Роджерс. Так, для лоббирования интересов технологического кластера были созданы группы «послов», которыми стали президент Tech City UK Джерард Греч, а также руководители ряда компаний. Лондонские власти стали отправлять этих управленцев в Сан-Франциско, Дубай и Гонконг, убеждая инвесторов обратить внимание на перспективы лондонской цифровой экономики.

Под руководством Греча Tech City UK сфокусировалось на «четырех П»: экономической политике, партнерствах, продвижении и программах. В частности, эта лоббистская структура занялась выяснением интересов технологических компаний, чтобы доносить интересующие их вопросы напрямую в городскую мэрию и в британское правительство. Так как основным вопросом оказалось финансирование, то Tech City UK сконцентрировалась на организации мероприятий, в ходе которых венчурные инвесторы могли знакомиться с интернет-предпринимателями.

Впрочем, территориальная близость Тех-Сити к лондонскому Сити вовсе не означает, что стартапам кластера было легко получать доступ к капиталу. «Мы не выигрываем от того, что расположены в Лондоне, так как экономическая политика не способствует поддержке технологических компаний на фазе роста, когда им сложнее всего. Поэтому для многих технологических компаний бывает выгоднее базироваться где-либо еще, а британский рынок рассматривать всего лишь как рынок, на котором производятся продажи», — утверждает Дэвид Браун, президент компании Ve Interactive, всего за пять лет своего существования выросшей из стартапа с десятком сотрудников в международную компанию с 600 сотрудниками в двух десятках офисах по всему миру.

Решение компании King Digital Entertainment (создатель популярной интернет-игры Candy Crush Saga) переехать в начале 2014 года из лондонского Тех-Сити в Ирландию накануне первичного размещения акций (IPO) отражает непростые будни многих технологических фирм. Поговаривают, что King Digital Entertainment должна была стать одной из новых технологических фирм, которые бы произвели размещение на Лондонской фондовой бирже (на специально созданной для таких эмитентов площадке высокого роста). Но в итоге компания решила разместить акции на бирже в Нью-Йорке, выручив в рамках IPO более 500 млн долларов.

Поэтому некоторые интернет-предприниматели призывают власти пересмотреть свою экономическую политику в отношении интернет-компаний лондонского Тех-Сити. «В Лондоне огромное количество капитала, и мы расположены очень близко к европейским рынкам капитала. Что нам нужно? Чтобы эти деньги шли в технологический сектор. Фокусировка на привлечении иностранного капитала в лондонский технологический кластер, из Кремниевой долины или откуда-либо еще, не совсем верная. Правильным подходом было бы предоставление британским компаниям упрощенного доступа к местному капиталу, ведь он и так уже находится в стране. Правительству нужно понять, что стартапы работают иначе, чем давно существующие бизнесы, которые имеют более простой доступ к финансированию. Сегодня лондонский Тех-Сити представляет собой скорее “фабрику грез”. Но одними мечтами бизнес не построить. Нужен серьезный пересмотр экономической политики, чтобы сделать технологические компании Лондона настоящей историей успеха», — полагает Дэвид Браун.

Избежать проблем роста

Новая цифровая экономика, впрочем, создает не только возможности и впечатляющие истории успеха, но и проблемы. «Одной из причин, почему технологические кластеры появились в таких ранее непрестижных лондонских районах, как Олд-стрит или Шордич, — низкие арендные ставки. При этом хипстерам, ставшим основной рабочей силой технологических компаний, эти районы нравились своей молодежной и альтернативной энергетикой. Появление все большего числа компаний в ранее недорогих районах неизбежно двигает арендные ставки вверх, выталкивая стартапы, находящиеся в фазе роста и работающие в убыток, из своих прежних штаб-квартир. То же происходит и с сотрудниками, которые больше не могут позволить себе жить в пешей доступности от офисов», — разъясняет экономист Бен Роджерс.

Переход к цифровой экономике, как показывает американский опыт, приводит к выдавливанию многих рабочих мест из среднего сегмента управления, росту числа фрилансеров и формированию «экономики песочных часов», в которой растет число и богатых, и бедных, но средний класс постепенно исчезает. Согласно исследованию американского экономиста Ричарда Флориды, города США с наиболее развитыми цифровыми экономиками, включая Сан-Франциско и Нью-Йорк, имеют самый высокий уровень социально-экономического неравенства.

«Лондону нужно серьезно задуматься о том, как быстро и творчески разрешить эти вопросы и превратить проблемы в возможности. Чтобы технологический кластер мог продолжать быстрый рост, нужно не только облегчить доступ к финансированию, но и лучше привлекать рабочую силу — как из-за рубежа, так и из ближайших кварталов. Важно обеспечить, чтобы Лондон оставался тем городом, в котором молодые творческие натуры и интернет-гении хотели бы жить. Для этого прежде всего необходимо доступное жилье, а также различные типы рабочих мест и более дружелюбные для пешеходов и велосипедистов улицы», — рассказывает «Эксперту» Расс Шоу, руководитель лоббистской группы Tech London Advocates. По его мнению, этого можно добиться не только от городских властей или правительства, но и работая с компаниями частного сектора. Так, его организация при поддержке местных властей уже в апреле-мае 2015 года проведет переговоры с компаниями-девелоперами, которые хотят строить офисы и жилые дома в районах Тех-Сити, и рассчитывает договориться с ними, что определенная доля новых построек будет зарезервирована для доступного жилья и бизнес-инкубаторов по доступным ценам. Так как местные власти, заинтересованные в развитии Тех-Сити, обладают возможностью влиять на планы застройщиков благодаря механизму выдачи разрешений на строительство, то у этих переговоров хорошие перспективы.

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*