Доверие общества к криптовалютам достигло дна

«Два года назад все хотели быть нами. Теперь все нас ненавидят», — сетует 24-летний держатель криптовалюты на собрании в Нью-Йорке. После того как когда-то казалось, что криптовалюты могут переделать всю финансовую систему, они пережили впечатляющий спад. Рыночная стоимость всех криптовалют выросла с $250 млрд в начале 2020 года до $3 трлн к концу 2021 года. Но с тех пор она снова упала до $1,3 трлн. Что еще более важно, доверие общества к криптовалютам достигло дна после ряда громких мошенничеств и крахов, в частности, падения популярной криптовалютной биржи FTX в ноябре 2022 года.
Тем не менее в Дубае криптовалюты продолжают бурно обсуждаться. Эмират открыл свои двери для индустрии, создав регулирующий орган, занимающийся криптовалютами, который внес «столь необходимую ясность», утверждает Алекс Чехаде, местный босс Binance, крупнейшей в мире криптовалютной биржи. Binance и другие биржи, такие как Crypto.com и Bybit, открыли магазин в Дубае в 2022 году. Над отраслью все еще висят большие вопросы. На одной из встреч в Дубае корреспондент получил возмущенный ответ, когда спросил, найдет ли криптовалюта когда-нибудь свое «приложение-убийцу». «У нас оно уже есть», — огрызнулся один из разработчиков.
Отношение к криптовалютам полярно. Для одних обещание революционизировать финансы было разрушено. Предполагалось, что криптовалюта позволит обойти устоявшуюся финансовую систему, ищущую ренту, которая была дорогой, недоступной для многих и, возможно, не заслуживающей доверия. Однако финансовая система не стоит на месте: она активно внедряет новые технологии. И регулирующие органы действуют с запозданием. Сингапур, некогда ведущий криптовалютный центр, попросил Binance приостановить свою деятельность с декабря 2022 года. Он выдал всего десять лицензий из примерно 600 недавних заявок на создание криптобизнеса. По данным аналитического центра Atlantic Council, 25 из 45 стран ввели частичный или полный запрет на криптовалюты.
Надежды на лучшее остаются. В этом году цена биткоина выросла почти на 70%, включая всплеск после краха банка в Силиконовой долине. Есть некоторые свидетельства того, что криптовалюты завоевывают больше приверженцев в слабых странах, страдающих от высокой инфляции или обесценивания валюты, таких как Аргентина и Нигерия.
В 2008 году Сатоши Накамото, создатель криптовалюты, в своей презентации биткоина заявил: «Необходима электронная платежная система, позволяющая любым двум желающим сторонам совершать сделки напрямую друг с другом без необходимости в доверенной третьей стороне». Криптовалютные транзакции обещали повышение эффективности и избавление от утомительного контроля со стороны правительств. Однако ни одно из этих преимуществ на деле не реализовалось. Транзакции по-прежнему должны быть проверены компьютерами, хранящими копию соответствующего блокчейна, что является одной из причин, по которой Coinbase, американская криптобиржа, взимает 1% комиссии за платежи. Добавьте сюда расходы на перевод денег в криптовалюту и обратно, и общие затраты окажутся довольно высокими. Зачем платить комиссию за транзакции на блокчейне Ethereum, если индийский UPI или бразильский Pix дешевле?
Избежать государственного надзора тоже непросто. Чтобы перейти от традиционной валюты к криптовалюте, потребители должны воспользоваться «трамплинами», которые, как правило, представляют собой централизованные платформы, такие как Coinbase или Binance. То же самое относится и к стабильным монетам, привязанным к доллару. Существуют децентрализованные платформы, такие как Uniswap, но они сложны в использовании и несут в себе другие риски, такие как потеря закрытого ключа, пароля, который никогда не может быть восстановлен. Добыча биткоина также влечет за собой огромные экологические издержки.
Внезапная любовь к регулированию
Сейчас защитники криптовалют заявляют, что хотят регулирования для снижения неопределенности и восстановления доверия потребителей. Но регуляторы часто идут гораздо дальше, чем многие ожидали. Управляющий Резервного банка Индии Шактиканта Дас заявил, что криптовалюты не имеют «никакой внутренней ценности», и он может запретить большую их часть. 5 января американские регуляторы (включая ФРС и Федеральную корпорацию страхования депозитов) заявили, что криптоактивы в децентрализованных сетях «с высокой вероятностью не соответствуют безопасной и надежной банковской практике». Правительство также конфисковало Signature Bank, который был известным банком для криптоиндустрии, после его краха.
Поскольку регулирование криптовалют наступает, это приведет к удорожанию транзакций. Г-н Пун из Гонконгского политехнического университета говорит, что большая часть стоимости финансовых операций приходится на соблюдение таких нормативных актов, как законы «знай своего клиента» и «борьба с отмыванием денег». Однако более дружелюбное регулирование может помочь отрасли. Binance и другие криптовалютные компании находятся в Дубае именно из-за нормативного регулирования, которое он обеспечивает. Возникает вопрос: если криптовалюты сталкиваются с таким же регулированием, как и финтех-компании, предлагает ли она что-то уникальное?
Есть места, где криптовалюта все еще может быть полезна. Ким Грауэр, глава исследовательской компании Chainalysis, изучающей данные блокчейн, обнаружил очаги распространения криптовалют «в местах, которые страдают от обесценивания валюты… или сильной инфляции». Криптовалюта может выступать в качестве хеджа. «Биткоин в ливанской валюте вырос примерно на 6000%», — отмечает г-н Чехаде из Binance. Правительства также могут повысить спрос. Г-жа Грауэр говорит, что контроль за движением капитала в Нигерии и аргентинские ограничения на хранение долларов дают людям повод перевести средства в стейблкоины и биткоин. Правительства этих стран могут обнаружить риск для финансовой стабильности. Граждане этих стран видят альтернативу некомпетентным или коррумпированным чиновникам.
Другой часто упоминаемый случай — трансграничные платежи, особенно по неликвидным валютным парам. «Глобализация сегодня ограничена до 10 000 долларов», — говорит Навин Гупта, банкир, который сейчас работает в Ripple, криптовалютной компании, занимающейся международными платежами. Трансграничные сборы занимают большую долю стоимости при небольших платежах из-за высоких фиксированных комиссий, которые полностью сдерживают некоторые транзакции». Сеть Ripple позволяет криптовалютам осуществлять промежуточные сделки между традиционными валютами, снижая затраты. Компания, стоимость которой на начало 2022 года составляла $15 млрд, за пять лет обработала через свою трансграничную службу около $30 млрд.
Для сравнения: компания Wise (ранее TransferWise), специализирующаяся на трансграничных переводах, только за первый квартал 2023 года обработала 33 млрд долларов США. Она снижает затраты, осуществляя параллельные внутренние переводы вместо двух трансграничных. Исследование Всемирного банка показывает, что стоимость трансграничных денежных переводов снизилась с 7% десять лет назад до 5%. А если потребители достаточно подкованы, чтобы использовать лучший вариант (часто это финтех нового поколения)? Тогда стоимость переводов может упасть всего до 3%.
В 2015 году Виталик Бутерин, сооснователь Ethereum и философский король криптовалют, написал в своем блоге сообщение, в котором признал, что криптовалюты еще не нашли «убийственное приложение». Криптовалюты не переделают глобальную финансовую систему, потому что они не доказали ни своей эффективности, ни иммунитета к регулированию. Вместо этого более сильными кандидатами на цифровые перемены могут стать центральные банки.
Понравилось? Оставьте комментарий