Инвесторы решили, что Tesla — автомобильная, а не технологическая компания

Падение цен на акции говорит о том, что компанию больше не считают способной захватить мир.
После того, как летом 2020 года объем рыночной капитализации TESLA превысил стоимость акций Toyota, которая на тот момент была самой дорогой автомобильной компанией в мире, преданные поклонники и недоверчивые скептики ввели новую единицу измерения. С ростом курса акций лидера по производству электромобилей его стоимость стала выражаться в суммарной стоимости активов следующих двух, затем пяти, а затем десяти крупнейших автопроизводителей. Год назад рыночная стоимость Tesla превысила отметку в 1,2 триллиона долларов, что выше, чем у большинства других автомобильных компаний вместе взятых. С тех пор компания утратила 71% от этого показателя — сумму, превышающую стоимость активов почти всех компаний отрасли. В результате состояние ее эксцентричного босса Илона Маска сократилось более чем на 200 миллиардов долларов.
Очередной удар по компании был нанесен 3 января, после того как Tesla не оправдала ожиданий аналитиков по объему поставок на протяжении трех кварталов подряд и сообщила об увеличении разрыва между производством и поставками, что свидетельствует о снижении спроса на ее электромобили. Всего за день она потеряла 12% своей стоимости — примерно 50 миллиардов долларов, что соответствует стоимости компании Ford Motor. Даже оптимистично настроенные инвесторы теперь сомневаются в том, что Маск выполнит свое обещание производить 20 миллионов автомобилей в год к началу следующего десятилетия, или что система «Автопилот» от Tesla уже близка к тому, чтобы стать полностью автономной системой вождения, готовой изменить мир. И все же главной причиной переоценки перспектив Tesla на рынке стало осознание того, что компания в первую очередь является производителем автомобилей, и что ее босс не отличается сверхчеловеческими способностями.
Илон Маск всегда считал свою компанию высокотехнологичной, сопоставимой с такими электронными гигантами, как Alphabet, Apple или Meta, а не со старомодными «металлургами», вроде Toyota или Volkswagen. Какое-то время рынок считал так же — сперва акции технологических компаний взлетели на фоне вызванного пандемией бума на все цифровое, но в прошлом году они упали, когда их рост стал замедляться, а рост процентных ставок привел к тому, что ожидаемые прибыли стали казаться сегодня менее ценными.
Однако за последние несколько месяцев курс акций Tesla пережил более резкую коррекцию, чем акции крупных технологических компаний. Это сопровождалось еще и другими сложностями, с которыми приходится сталкиваться автомобильному бизнесу. Компания Tesla, которой удалось избежать серьезнейших нарушений в цепочке поставок в период пандемии, оказалась вовлечена в хаотичный процесс отказа Китая от политики нулевого уровня ковида; ее крупный завод в Шанхае пострадал от вызванного вирусом простоя. Компания задала курс на переход отрасли к электромобилям, и теперь ей предстоит выдержать серьезную конкуренцию со стороны уже устоявшихся конкурентов и множества вдохновленных ею новичков. Спустя несколько дней после того, как Tesla сообщила неутешительные цифры, Volkswagen представил свою модель электромобиля ID.7 — седана, прямого конкурента автомобиля Model 3 от Tesla.
Любители электромобилей, в свою очередь, все реже, чем раньше, готовы игнорировать сомнительное качество сборки Tesla и дешевую отделку салона. А непосредственные владельцы Tesla из числа состоятельных прогрессистов больше не готовы игнорировать либертарианские выходки Маска в социальной сети Twitter, которую он купил в октябре и лихо управляет ею, особенно сейчас, когда у них есть множество достойных вариантов электромобилей.
Другими словами, Tesla перестала быть единственной компанией в этом роде — и уж точно больше не является технологическим гигантом. Тем не менее, по сравнению с другими производителями электромобилей, она по-прежнему выглядит впечатляюще. В 2022 году компания поставила 1,3 миллиона автомобилей, что на 40% больше, чем годом ранее, и открыла два новых автосборочных завода. Компания работает над созданием компактного и недорогого автомобиля, а в этом году начнутся поставки долгожданного пикапа Cybertruck. И ее стоимость по-прежнему составляет около 360 миллиардов долларов — примерно столько же, сколько у трех других крупнейших автопроизводителей вместе взятых.
Понравилось? Оставьте комментарий