Пограничные проверки внутри Европейского Союза возобновляются

Все больше и больше стран ЕС начинают выборочные проверки людей, пересекающих их границы. Сможет ли Шенгенское соглашение это пережить?

Пограничный контроль внутри ЕС

Город Лобит находится недалеко от того места, где река Рейн впадает в Нидерланды. Он был пограничным городом с тех пор, как в Северной Европе появились границы. Неподалеку покоятся остатки римского лагеря, который в первом веке нашей эры охранял  укрепленную линию, защищавшую империю от германских племен. В 1672 году король Франции Людовик XIV перешел здесь Рейн с армией вторжения, положив начало “году бедствий”, положившему конец Золотому веку Нидерландов. Сегодня голландско-германская граница проходит по тихой улице с виллами к востоку от города. По реке курсируют баржи; на велосипедной дорожке на вершине дамбы вы замечаете, что сменили страну, только когда указатели меняют цвет.

Почти невидимость границы является результатом Шенгенского соглашения 1995 года, которое отменяет паспортный контроль между 29 европейскими странами, 25 из которых являются членами ЕС. В последнее время, когда избиратели обеспокоены нелегальной миграцией, такая беззаботная циркуляция заставляет правительства нервничать. Фридрих Мерц, консерватор, который, вероятно, станет канцлером Германии после выборов в следующем месяце, теперь говорит (но это пока неточно), что он введет постоянный контроль на шенгенских границах страны в свой первый день пребывания в должности, чтобы сократить незаконные пересечения. Его предложения вызвали бурю негодования в Германии.

Но многие правительства, включая правительство Германии, ввели в действие положение о чрезвычайном положении в Шенгенской зоне, которое позволяет им возобновлять пограничный контроль на срок до шести месяцев. Нидерланды начали спорадические проверки на наземных контрольно-пропускных пунктах 9 декабря с большой помпой. Марджолейн Фабер, министр иммиграции в новом голландском правительстве, возглавляемом крайне правыми, заявила, что они призваны остановить “неконтролируемый” приток просителей убежища. (На самом деле в прошлом году в страну прибыло меньше людей, чем в 2022 или 2023 годах, и намного меньше, чем во время кризиса 2015 года.)

Однако в Лобите пограничных проверок нигде не видно. В Нидерландах насчитывается 840 наземных пунктов пропуска, но пограничная полиция может выделить только 50 сотрудников для новых проверок. По сообщениям, за первую неделю они вернули всего десять человек. Пограничная полиция жалуется, что они теряют время, необходимое для более важных операций, основанных на конкретных разведданных. Оппозиционные партии заявляют, что блокпосты госпожи Фабер — это не что иное, как символическая политика. Глава федерального профсоюза полиции Германии назвал предложения господина Мерца ”невыполнимыми».

В настоящее время контроль на внутренних границах Шенгенской зоны осуществляют десять стран, но, как правило, его немного. Постоянные пограничные пункты не вводятся вновь; проверки являются мобильными и временными. “Они и близко не подходят к тому, что существовало до Шенгенской зоны. У стран нет для этого персонала”, — говорит Ханне Бейренс из Института миграционной политики, аналитического центра в Брюсселе.

Германия ввела новые “чрезвычайные” меры контроля в сентябре, после того как получивший отказ проситель убежища убил трех человек. Ее контрольно-пропускной пункт на шоссе А1 на границе с Нидерландами стал причиной частых пробок. Но многие водители просто переключились на меньший N35, где дорожные заграждения встречаются редко. Полиция заявляет, что новые проверки приносят результаты, хотя цифры неубедительны; с момента введения новых проверок до конца 2024 года было отказано 11 675 людям, примерно столько же, сколько в 2023 году.

В некоторых странах объявление о “временных” проверках превратилось в ритуал, повторяющийся каждые шесть месяцев. Франция возобновила свой пограничный контроль в октябре, ранее применив его из-за опасений терроризма во время Олимпийских игр в Париже; более того, в той или иной форме он действовал после террористических атак в Париже в 2015 году. В Австрии существовала та или иная версия после европейского миграционного кризиса в том же году. Однако автомобилисты, едущие из Брюсселя в Лилль или из Праги в Линц, вряд ли увидят какие-либо их признаки.

Для транспортной отрасли новые пограничные меры, тем не менее, являются поводом для беспокойства, особенно в Нидерландах, экономика которых зависит от грузов, поступающих через Роттердам, крупнейший порт Европы. Голландская организация транспортной отрасли TLN утверждает, что, когда водители грузовиков сталкиваются с проверкой на границе Германии, это обычно занимает у них от десяти до 30 минут. Это, конечно, немного , но может привести к пропущенным соединениям или вынудить водителя превысить установленный законом лимит времени в пути, вынудив его отдохнуть. (Грузовики в ЕС должны иметь тахограф — устройство, которое отслеживает, как долго водитель ехал без перерыва.)

Существует мало оценок ущерба, который был бы нанесен в результате повторного введения контроля оптом. Исследование, проведенное в 2016 году, оценило стоимость полной двухлетней приостановки действия Шенгена в размере от ˆ25 млрд до ˆ50 млрд (тогда от 28 млрд до 55 млрд долларов), но текущие меры по сравнению с ними ничтожны. Грузовые компании говорят, что затраты на пограничный контроль пока не стоит подсчитывать.

Некоторые официальные лица Европейской комиссии рассматривают этот временный пограничный контроль как относительно безобидный политический жест национальных правительств. Они сигнализируют избирателям, что национальные правительства серьезно относятся к нелегальной миграции. Но большой риск, связанный с растущей враждебностью по отношению к лицам, ищущим убежища, может быть связан не со свободным перемещением товаров, а с новым Пактом о миграции и убежище, который страны должны начать внедрять в 2026 году. Пакт предполагает усиление сил, охраняющих внешние границы ЕС, и разделение бремени беженцев: северные государства-члены обязаны либо принимать некоторых просителей убежища из южных, либо платить пошлины.

Есть надежда, что ужесточение контроля на внешних границах (таких, как греко-турецкая) настолько сократит численность нелегальной миграции, что государства-члены с радостью снова откажутся от своих собственных проверок на внутренних границах. Но те же политические силы, которые побуждают правительства устраивать фотосессии на блокпостах, похоже, также угрожают пакту о миграции. Австрия, заядлый эксплуататор временного пограничного контроля, похоже, собирается получить нового канцлера крайне правых взглядов Герберта Кикля, который поклялся не соблюдать соглашение.

Было бы обидно, если бы политики’ потворствующие озабоченностям избирателей с помощью показных проверок на национальных границах, в конечном итоге помогли подорвать более эффективное решение на европейском уровне. Но некоторые правительства, возможно, не смогут противостоять давлению. Другие полны решимости вернуть пограничный контроль. TLN потратила месяцы, пытаясь убедить правительство Нидерландов отказаться от него. “Мы сказали им, не делайте этого. Это нанесет экономический ущерб”, — говорит Ларс Уолдер, представитель группы. Но контроль все равно продолжался.

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*