Как Walmart стал технологическим гигантом

Wlalmart, крупнейший ритейлер США, ликвидирует свое отставание от конкурентов в области электронной коммерции. В чем секрет успешной цифровой трансформации этой компании?

Даг МакМиллон начал свою карьеру в Walmart еще подростком в 1980-х годах, работая грузчиком отделении компании в Арканзасе. В то время склады Walmart были небольшими, шумными и хаотичными местами. Сотрудники вытаскивали ящики из прицепов и сортировали предметы вручную.

Как все сейчас изменилось! Новейшие склады Walmart представляют собой огромные ангары, заполненные конвейерными лентами, компьютерными экранами и роботизированными руками, которые бесшумно собирают и упаковывают продукты. Инструменты искусственного интеллекта (ИИ) обеспечивают загрузку поддонов в грузовики таким образом, чтобы их можно было легко выгрузить в магазинах: хрупкие предметы наверху, срочные продукты спереди и вещи из одной партии идут в один проход.  Всего несколько живых людей вовлечены в весь процесс. Если это звучит знакомо —очень похоже на одного технологического гиганта из Сиэтла (видимо, имеется ввиду Amazon) —, то так и должно быть.

Когда чуть более десяти лет назад г-н Макмиллон был назначен генеральным директором, Walmart испытывал серьезные проблемы. Amazon, интернет-продавец книг, ставший “магазином для всего”, перевернул розничную торговлю. Бесконечное разнообразие товаров и доставка на дом сделали огромные загородные магазины Walmart пережитками ушедшей эпохи. Продажи в в магазинах Walmart снижались, прибыль падала.

Однако сегодня колосс розничной торговли возрождается. С выручкой в 680 млрд долларов в прошлом году и численностью работников 2,1 млн человек это крупнейшая компания в мире по обоим показателям. В Америке на него приходится десятая часть всех розничных расходов, за исключением автомобилей, и четверть расходов на продукты питания. Г-н Макмиллон оживил компанию, реинвестируя прибыль в новые технологии, используя при этом ее обычную инфраструктуру, чтобы победить Amazon в ее собственной игре.

Инвесторы щедро вознаградили Walmart. За последний год ее рыночная капитализация выросла более чем на 50%, до более чем 750 млрд долларов. При почти 40-кратном увеличении прибыли он теперь оценивается в более высоком мультипликаторе, чем Alphabet, Amazon, Apple, Meta или Microsoft (см. диаграмму 1). В своих квартальных результатах от 15 мая Walmart подтвердил, что ожидает роста продаж в этом году с комфортными темпами в 3–4%, при этом операционная прибыль будет расти еще быстрее, даже несмотря на то, что хаотичная торговая война Дональда Трампа нарушает мировые цепочки поставок и оказывает давление на других ритейлеров. Может ли что-нибудь сдержать гиганта?

Акции WallMart в 2025 году

В 1962 году Сэм Уолтон — дальнобойщик и водитель пикапов— основал Walmart как розничного продавца товаров общего назначения с бизнес-моделью, основанной на простом принципе. Поддерживайте низкие издержки, передавайте экономию клиентам, завоевывайте долю рынка, используйте масштаб для дальнейшего снижения издержек— и слушайте, как поют кассовые аппараты. Со временем появились новые продукты питания и открылись огромные суперцентры, где покупатели могли купить все: от оружия до масла, забрать лекарства по рецептам в аптеке и проверить шины в гараже. Как говорит Карл Мела из Университета Дьюка, Walmart был “самым первым магазином всего”.

Сегодня компания запускает новый вариант развития, ориентированный на электронную коммерцию. Дэн Бартлетт, руководитель отдела корпоративных отношений Walmart, признает, что компания “пропустила первую волну электронной коммерции” на рубеже тысячелетий. Но силы компании всегда заключалась в ее физическом присутствии. У Walmart около 5000 магазинов по всей Америке; 90% американцев живут в радиусе 10 миль (16 км) от одного из них.

Г-н Макмиллон задействовал эту инфраструктуру для стимулирования онлайн-продаж. Суперцентры, в которых в среднем хранится 120 000 отдельных видов продукции, были превращены в распределительные центры. Склады, построенные для обслуживания магазинов, теперь также занимаются онлайн-заказами. Имея стороннюю торговую площадку, во многом похожую на Amazon, Walmart расширил свой онлайн-ассортимент до сотен миллионов товаров. Помимо предоставления ритейлеру доли продаж, многие продавцы на платформе платят дополнительно за использование ее логистической сети. Банк Morgan Stanley подсчитал, что Walmart берет на себя 12% сторонних продаж плюс в среднем 8% на хранение, упаковку и доставку.

 

Новая искра

По данным исследовательской компании eMarketer, в прошлом году объем продаж американского подразделения электронной коммерции Walmart превысил 100 миллиардов долларов (см. диаграмму 2). Несмотря на то, что Walmart по-прежнему занимает второе место после Amazon с объемом продаж электронной коммерции в Америке в 480 млрд долларов в 2024 году, он набирает обороты: его онлайн-продажи растут примерно на 20% в год, что в два раза быстрее, чем у его конкурента. В сложной категории поставок продуктов питания —требующей контролируемой по температуре цепочки поставок и быстрой дистрибуции— она уже лидирует.

Электронная коммерция также открыла новые источники дохода. В Walmart действует программа членства, похожая на Amazon-Prime, под названием Walmart+, которая предоставляет клиентам в Америке льготы, включая бесплатную доставку за 8,17 долларов в месяц. В сочетании с Sam’s Club, своим ответом магазинам Costco, предназначенным только для членов клуба, Walmart заработал 3,8 млрд долларов на программах членства в 2024 году, что вдвое больше, чем пятью годами ранее.

Между тем, кладезь конфиденциальных данных, которые Walmart собирает посредством электронной коммерции, позволяет ему нацеливать рекламу на покупателей и проверять, покупают ли они то, что им продается. Суреш Кумар, CTO компании, называет это “замыканием цикла”. Walmart украсил свои магазины экранами с рекламой. Приложение Walmart тоже завалено ими. А недавнее приобретение Walmart компании Vizio, производителя смарт-телевизоров, означает, что компания также может показывать зрителям рекламу по телевизору.

В общей сложности в 2024 году доход рекламного подразделения Walmart составил 4,4 млрд долларов, что почти на 30% больше, чем в предыдущем году. По сравнению с остальной частью бизнеса это немного. Однако, учитывая, что операционная маржа от продаж рекламы составляет около 70%, Morgan Stanley подсчитал, что в прошлом году они составили 10% операционной прибыли Walmart, а к 2027 году их доля составит 16%.

Walmart вкладывает свою прибыль обратно в свое переоснащение. Когда-то ритейлер был пионером в области внедрения новых технологий. Когда в конце 1960-х годов компьютеры начали трансформировать бизнес, Уолтон записался на компьютерный курс в IBM. Вскоре после этого его компания создала крупнейшую в стране частную спутниковую систему для соединения своих магазинов. Сегодня компания тратит большие средства, чтобы наверстать упущенное время в электронной коммерции. Капитальные затраты компании удвоились с 2019 года, достигнув в прошлом году 24 млрд долларов, что эквивалентно двум третям ее операционного денежного потока. В настоящее время ритейлер обучает Sparky — помощника на основе искусственного интеллекта, который помогает клиентам находить товары, и Wally, который помогает своим мерчандайзинговым командам выбирать товары для продажи. “Для них все идет в одном направлении”, — говорит Роберт Омс из Bank of America. “Маховик вращается все быстрее и быстрее.”

Откуда дальнейший рост? Обещая “ежедневные низкие цены”, Walmart уже давно является предпочтительным ритейлером для американцев с низкими и средними доходами. Теперь он пытается привлечь более богатых потребителей. Компания запустила бренд продуктов питания премиум-класса Bettergoods, который предлагает такие товары, как французские макароны и крекеры с оливковым маслом, которые были бы уместны в таком элитном продуктовом магазине, как Whole Foods. Теперь покупатели могут найти, например,  подержанные дизайнерские сумки на маркетплейсе от Walmart. Ежегодно фирма реконструирует сотни своих самых грязных магазинов. А для тех, кто стесняется покупать в этой сети на виду у всех, онлайн-опции удобнее, чем когда-либо.

Walmart также ищет варианты инвестиций за границей. Его стратегия заключалась в том, чтобы экспериментировать с различными бизнес-моделями на разных рынках, всегда имея возможность отказаться от участия в случае необходимости. Walmart de México — самая дорогая фирма на местном фондовом рынке; в Китае членство в Sam’s Club рассматривается как билет на вход  в среду амбициозного среднего класса. В обеих странах Walmart считается гораздо более дорогим магазином, чем дома. В Индии Walmart владеет контрольным пакетом акций Flipkart, онлайн-площадкой, и PhonePe, платежным приложением. С 2021 года, когда компания распродала бизнес в Аргентине, Великобритании и Японии, международное подразделение Walmart стремительно растет и  рассчитывает удвоить свою прибыль от продаж и операционной деятельности в период с 2024 по 2028 год.

 

Сделано в Америке

Сегодня  Walmart сталкивается с еще одной разрушительной силой: человеком, стоящим за «пультом управления» США. Ритейлер делает все возможное, чтобы снискать расположение г-на Трампа с момента его возвращения на пост президента. Г-н Макмиллон был одним из немногих боссов, присутствовавших на церемонии инаугурации президента в январе, и общался с  г-ном Трампов как в его доме в  Мар-а-Лаго, так и в Белом доме. В ноябре Walmart заявил, что сворачивает часть своей политики разнообразия, равенства и инклюзивности на фоне крестового похода Трампа против воук-культуры. Компания также заявила, что не достигнет своей цели по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году.

Торговая война Трампа поставила Walmart в деликатное положение, учитывая его важность для американских потребителей. Ее руководители обменивались данными между штаб-квартирой компании в Бентонвилле, штат Арканзас, и Вашингтоне в режиме реального времени с чиновниками о ценах и поведении покупателей, чтобы помочь в разработке политики. “Ситуация, в которой мы находимся сегодня, очень изменчива”, — дипломатично говорит Джон Фернер, глава американского бизнеса Walmart.

Тарифы могут не представлять для компании такой большой проблемы, как может показаться на первый взгляд. Walmart, безусловно, выиграл от дешевого импорта. Примерно треть продукции, которую компания в настоящее время продает в Америке, производится или выращивается за пределами страны, в основном в Китае, Мексике или Канаде. Некоторые из этих товаров Walmart закупает напрямую у иностранных поставщиков; другие поступают от американских фирм, которые перенесли производство за границу в ответ на давление со стороны ритейлера, требующего снижения цен.

Тем не менее, Walmart, похоже, лучше подготовлен к тому, чтобы пережить тарифный шторм Трампа, чем большинство его конкурентов. За последние несколько лет компания уже добилась прогресса в диверсификации своей цепочки поставок за пределы Китая, отмечает брокер Чжихан Ма из Bernstein. Например, теперь большую часть своей продукции компания закупает в Индии. Ритейлер также расширяет свою внутреннюю цепочку поставок. Возьмите детские автокресла, большинство из которых сделаны в Китае. По словам г-жи Ма, в октябре, в преддверии избрания г-на Трампа, компания подписала соглашения с американскими производителями этого продукта.

Вес Walmart также позволяет ему переложить большую часть бремени тарифов на поставщиков. До недавнего торгового перемирия с Китаем, в результате которого американские пошлины были снижены до 30% на 90 дней, Бернстайн подсчитал, что новые импортные пошлины приведут к повышению стоимости продукции, продаваемой в Walmart, в среднем на 5,2%. По оценкам компании, поставщики возьмут на себя половину этой суммы, а средняя цена на этикетках в магазинах Walmart вырастет на 2,6%, чтобы компенсировать остаток. В ответ объемы продаж снизятся на 2%, что, несмотря на это, приведет к чистому росту выручки примерно на полпроцента. Для большинства других крупных ритейлеров, напротив, Бернштейн предсказал снижение продаж.

Помогает ассортимент продукции Walmart: продукты питания, спрос на которые менее чувствителен к динамике цен, составляют три пятых его продаж в Америке. Для сравнения, у Target, обычного конкурента, этот показатель составляет одну пятую, а у Amazon — вообще очень небольшую.

Действительно, по мере того, как американцы начинают ощущать трудности, более низкие цены Walmart могут помочь ему привлечь еще больше клиентов. Исследование другого банка JPMorgan Chase показывает, что обычно он на 4–5% дешевле Target и на 8–10% дешевле других продуктовых магазинов. Walmart воспользуется этим в своих интересах. На встрече с аналитиками Уолл-стрит в апреле г-н Макмиллон заявил, что ритейлер планирует “сыграть в наступлении, а не в обороне”.  Вывески “Специальная цена” уже появляются вокруг его магазинов, рекламируя скидки.

А что насчет Amazon? За последнее десятилетие компания стремилась стать больше похожей на Walmart, купив Whole Foods в 2017 году для расширения своего продуктового бизнеса и экспериментируя с различными типами физических магазинов. Эти усилия оказались разочарованием. Технология, которую компания впервые применила для наблюдения за покупателями, когда они собирают товары с полок, и взимания с них платы, когда они выходят, не смогла привлечь массы в свои магазины. Вскоре Walmart, возможно, уже мало чему сможет научиться у Amazon.

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*