Суд над «Ромео и Джульеттой»: оправдана ли нагота актеров-подростков?

Актеры, снимавшиеся в фильме «Ромео и Джульетта» 1968 года подают в суд на киностудию из за сцен наготы, в которых их «заставил сниматься режиссер». Оправдан ли этот иск и как поступить с этим и другими похожими фильмами конца 20 века?

Актеры-подростки в сценах наготы

У пьесы «Ромео и Джульетты» нет счастливого конца. Но в адаптации Франко Дзеффирелли пьеса Шекспира имела счастливый конец — по крайней мере, до недавнего времени.

Фильм 1968 года имел огромный коммерческий успех и стал обязательным для просмотра в средней школе. Его звезды, Оливия Хасси и Леонард Уайтинг, даже встречались некоторое время — мечта, воплощенная в реальность с точки зрения рекламы. Но теперь стало известно, что пара подала иск на студию Paramount на сумму 500 миллионов долларов из-за того, что Дзеффирелли снял сцену, в которой оба актера, которым тогда было 16 и 17 лет, ненадолго предстали частично обнаженными. Согласно жалобе, актерам «мистер Дзеффирелли сказал, что они должны сниматься обнаженными, иначе картина провалится».

Как и в музыкальной индустрии, в кино принято замалчивать подобные проявления, оправдываясь тем, что «это было другое время». Это можно рассматривать как сдержанную попытку сохранить крышку над тем, что, как многие подозревают, является довольно большой ямой. Иск Хасси и Уайтинга может стать долгожданным открытием.

Киноиндустрия, особенно ее продукция в конце 20-го века, теперь подлежит переоценке, и, возможно, она в ней нуждается. Что, например, мы должны сделать с Джоди Фостер, которая в возрасте 12 лет изображала девушку, вынужденную заниматься секс-работой, в фильме «Таксист»? Или купание Дженни Агуттер в обнаженном виде в фильме «Прогулка» 1971 года, когда ей было всего 16 лет? Сцена была снята с ведома и согласия Агуттер, и ни Фостер, ни Агуттер не выражали сожаления или обиды по поводу этих ролей, но в каком возрасте актер должен считаться достаточно зрелым, чтобы дать такое согласие? И можно ли им позволить передумать позже?

А как насчет Настасьи Кински? Когда ей было 13 лет, немецкий режиссер Вим Вендерс снял ее в фильме 1975 года «Неверный шаг», где она предстала топлесс в сексуальной ситуации (уже будучи взрослой, Кински снова работала с Вендерсом в фильмах «Париж, Техас» и «Далеко, так близко»). В 14 лет она снялась полностью обнаженной в ужастике Hammer «Дочь дьявола» с Кристофером Ли в главной роли. В 17 лет она снялась в секс-комедии «Оставайся собой», где сыграла регулярно обнажающуюся подростковую любовницу Марчелло Мастроянни, которому тогда было уже за 50 (запретные романы в стиле Лолиты, похоже, стали обычным делом). В 1997 году Кински сказала: «Если бы у меня был кто-то, кто мог бы защитить меня, или если бы я чувствовала себя более уверенно, я бы не согласилась на некоторые вещи. Наготу. А внутри это просто разрывало меня на части».

Если порыться в отбросах европейского кино 1970-х и 80-х годов, то можно обнаружить десятки справедливо забытых, но тревожащих своей эксплуатацией фильмов.
забытых, но вызывающих тревогу эксплуататорских фильмов, некоторые из которых, похоже, стирают границы между «эротической драмой» и сексуальным насилием над детьми. Многие из них все еще находятся в обращении. Некоторые люди противопоставляют либерально настроенное европейское кино ханжескому Голливуду — в том числе и Оливия Хасси. «В Европе, — сказала она Variety в 2018 году, вспоминая «Ромео и Джульетту», — во многих фильмах была нагота. Никто особо не задумывался об этом».

Но, как и аргумент «Это было другое время», аргумент «Это была Европа» не выдерживает критики, не в последнюю очередь потому, что американское кино также использовало молодых актеров в сексуально наводящих на размышления контентах. Брук Шилдс была  сфотографирована обнаженной для принадлежащего Playboy журнала Sugar and Spice, когда ей было 10 лет. В 1980 году, в возрасте 14 лет, она снялась в противоречиво сексуальной рекламной кампании джинсов Calvin Klein («Вы хотите знать, что встает между мной и моими Calvins? Ничего»).

В промежутке между этим фильмом состоялся ее прорыв: Pretty Baby, в котором она сыграла 12-летнюю дочь секс-работницы в новоорлеанском борделе 1917 года. Режиссером фильма был Луи Малле, европейский режиссер, но сценарий был написан американкой Полли Платт. Платт была вдохновлена работой Э. Дж. Беллока, фотографа, который запечатлел квартал красных фонарей в Новом Орлеане, а также эксплуататорской киноиндустрией 1970-х годов. Героиня Шилдс вступает в сексуальные отношения с Беллокком (которого играет Кит Кэррадайн) и позирует ему обнаженной.
Некоторые, например, американская телеведущая Рона Барретт, назвали фильм «детской порнографией». Другие оценили Шилдс как «зрелую не по годам», почти в оправдание. «Прямой взгляд полон амбивалентной сексуальности», — писал о ней журнал People в 1978 году. Шилдс никогда напрямую не обвиняла других в эксплуатации ее в несовершеннолетнем возрасте. Она сказала, что была «защищена в своей наивности» во время споров с Кельвином Кляйном. А в 2021 году она сказала газете «Гуардиан», что «лично ее не задел» фильм «Красотка», добавив: «Я просто не знаю, можно ли снять такой фильм сегодня. Думаю, вам пришлось бы взять актрису постарше, которая играла бы моложе».

Фильм «Красотка» также поднял вопросы цензуры. В Великобритании повторный выпуск фильма совпал с принятием в 1978 году Закона о защите детей, который криминализировал производство и распространение «непристойных» изображений детей младше 16 лет. Британский совет киноцензоров вырезал две сцены, в которых Шилдс была полностью обнажена (Малле сначала сопротивлялся). Однако, когда фильм был выпущен на VHS в 1987 году, он был переклассифицирован как не требующий сокращений.

После «Красотки» 14-летняя Шилдс снялась в «Голубой лагуне» в роли подростка, выброшенного на необитаемый остров вместе с 18-летним Кристофером Аткинсом. В фильме было много обнаженной натуры и секса, хотя в съемках использовался 32-летний двойник Шилдс, что вызывает свои вопросы. Как и кассовый успех фильма, который предшествовал целому потоку таких же сомнительных фильмов, которые стремились избежать наказания за наготу подростков. Среди них были «Болеро», «Виноват Рио» и «Рай», подделка под «Голубую лагуну», в которой Фиби Кейтс исполнила свои собственные обнаженные сцены в возрасте 17 лет. «В этом бизнесе, — сказала Кейтс журналу People в то время, — если девушка хочет сделать карьеру, она должна быть готова раздеться. Если у тебя хорошее тело, то почему бы его не показать?». Кейтс не говорила, что ее эксплуатировали на съемках «Парадиза», хотя она была зла на создателей фильма, которые, по ее утверждению, без ее согласия вставляли дополнительные обнаженные сцены, используя двойника.

Возможно, самым экстремальным прецедентом для судебного иска Хасси и Уайтинга стал иск французской актрисы Евы Ионеско, чья мать Ирина фотографировала ее и позволяла это делать другим в обнаженном и сексуальном виде, начиная с пятилетнего возраста. До того, как ей исполнилось 13 лет, Ионеско была изображена обнаженной в итальянском Playboy и на обложке немецкого журнала Der Spiegel, не говоря уже о нескольких европейских фильмах. После серии судебных исков французские суды обязали Ирину Ионеско выплатить дочери более 80 000 евро в качестве компенсации ущерба, уничтожить или передать негативы, а также воздержаться от «демонстрации, продажи или передачи» изображений Евы без ее согласия.

Жалоба Уайтинга и Хасси на «Ромео и Джульетту» кажется значительно более мягкой. В спорной сцене видны ягодицы Уайтинга и на долю секунды обнажается грудь Хасси. Как отметил сын Дзеффирелли, Пиппо, актеры часто положительно отзывались о своем опыте работы над фильмом. В 2018 году Хасси сказал: «Все думают: «Они были так молоды, что, наверное, не понимали, что делают». Но мы очень хорошо понимали».

Как мы видели, многие актеры, замешанные в подобных делах, говорили подобное — но это не обязательно опровергает их заявления, по словам Джонатана Уилера, адвоката, специализирующегося на делах о жестоком обращении с детьми: «Если кто-то подвергся насилию, и даже пошел на запись и сказал: «В то время я не чувствовал этого», или «Я думал, что у нас был прекрасный опыт на съемочной площадке», а затем позже сказал, что считает, что его эксплуатировали, это не может быть проблемой».

Однако стремление плыть по ветру никогда не исчезало. Из этой банки еще могут вылезти новые черви. Например, актеры провокационного подросткового сериала «Скины» на канале Channel 4 теперь задаются вопросом, как их ставили в откровенные и сексуальные ситуации. «Был ли кто-нибудь из нас на самом деле достаточно взрослым?» — спросила бывшая участница сериала Эйприл Пирсон на своем подкасте в 2021 году. «Есть разница между официальным возрастом и психологическим».

Ее коллега по «Скинам» Лайя Льюис согласилась: «Для меня все это было слишком». Льюис рассказала о «всех неуверенностях, которые с этим связаны», упомянув проблемы с образом тела и добавив: «В мой первый день была сцена секса». Кайя Скоде-ларио, которой было 14 лет, когда она начала сниматься в «Скинах», недавно написала на TikTok следующее: «Тогда еще не было такого понятия, как охрана». Представитель создателя «Скинов» Брайана Элсли в своем заявлении сказал: «Мы глубоко и недвусмысленно сожалеем, что кто-то из актеров чувствовал себя некомфортно или не получал должного уважения за свою работу во время работы над «Скинами». Мы стремимся к постоянному развитию безопасных, надежных и приятных условий работы для всех, кто работает в телевизионной индустрии».

Многие молодые актеры «Эуфории» выразили аналогичную озабоченность по поводу количества обнаженной натуры в сериале. Сидни Суини, например, сказала, что просила уменьшить количество обнаженной натуры в некоторых сценах — и шоураннер Сэм Левинсон не согласился. «Когда я не хотела сниматься [в обнаженной сцене], — сказала она, — он меня не заставлял». В эпоху Интернета актеры слишком хорошо понимают, что любая обнаженная натура на экране, скорее всего, навсегда останется в сети.

Как бы ни закончилось дело Хасси/Уайтинг, предполагаемое утверждение Дзеффирелли о том, что фильм «Ромео и Джульетта» провалится, если актеры не появятся на экране обнаженными, похоже, было неверным. Многим удавалось адаптировать фильм, не переступая черты — не в последнюю очередь Базу Лурманну, чья версия 1996 года с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс практически превзошла версию Дзеффирелли как самую свежую.

Как-то само собой напрашивается вывод, что этот вопрос был поднят на основе шекспировской истории, одного из самых продолжительных рассказов о молодой любви и сексуальности во всей культуре. Проблема, с которой сталкиваются современные кинематографисты, пожалуй, та же, что и у драматурга: как решить подобные вопросы в рамках общественных норм своей эпохи. Можно с уверенностью сказать, что Шекспир справился с этой задачей. Спустя пятьсот лет другие попытки, похоже, стареют очень плохо.

 

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*