Новая гонка за Луной: обойдут ли конкуренты компанию Илона Маска?

Три конкурирующие миссии поднимают непростые вопросы о том, кому принадлежат лунные ресурсы. Кто из HAKUTO-R Mission 1, Nova-C и Peregrine придет первым?

alt =

В последние годы отправление объектов на орбиту стало уделом частного предпринимательства. В 2022 году, 90 из 178 успешных запусков были осуществлены частными компаниями (во многих случаях по субподряду с правительствами), и 61 из них принадлежит компании SpaceX. Однако если речь идет об отправке на Луну, здесь правительства сохраняют монополию на успех. В 2019 году израильский космический аппарат Beresheet, оплаченный частными средствами, в конечном итоге врезался в Луну. Все успешные лунные посадочные аппараты, орбитальные аппараты и луноходы были запущены за счет налогоплательщиков: начиная с программы «Аполлон» 1960-х и 1970-х годов и заканчивая недавними начинаниями, такими как китайский роботизированный луноход Chang’e 5.

Похоже, что в ближайшие несколько недель ситуация изменится, когда непилотируемый посадочный модуль станет первым коммерческим кораблем, приземлившимся на Луну. Но какой именно корабль и какая именно компания будет претендовать на это звание пока остается неясным. Один из кораблей, HAKUTO-R Mission 1, управляемый японской компанией ispace, уже находится в пути и должен приземлиться в конце апреля. Но два других также готовятся к запуску в ближайшее время и могут прилуниться первыми. Другими словами, идет новая гонка за Луну.

HAKUTO-R Mission 1 был запущен 11 декабря на ракете SpaceX Falcon 9. Поднявшись за пределы орбиты Луны, он достигнет апогея в 1,4 миллиона километров 20 января и затем упадет обратно в направлении системы Земля-Луна. Его траектория была искусно разработана таким образом, чтобы ракета прошла вблизи Луны и вышла на орбиту вокруг нее. Этот «энергосберегающий» подход к прибытию на Луну занимает больше времени, но использует меньше топлива, чем прямая траектория. Как показали полеты «Аполлонов», до Луны можно добраться за несколько дней, но затем необходимо сжечь много топлива, чтобы замедлиться и выйти на лунную орбиту.

Экономичность HAKUTO-R позволяет уменьшить вес, что дает возможность увеличить грузоподъёмность. Он вмещает два небольших лунохода (один очень маленький, размером с бейсбольный мяч) и несколько камер. Но замедленное путешествие означает, что его могут обогнать два других корабля, которые должны прилететь на поверхность Луны до запланированного прибытия в конце апреля.

Первый из претендентов — Nova-C, созданный компанией Intuitive Machines, стартапом из Хьюстона, штат Техас. Nova-C должен стартовать на ракете Falcon 9 в марте, объявление точной даты ожидается в ближайшее время. Ему потребуется около шести дней, чтобы добраться до Луны и совершить посадку. Руководитель компании Стив Алтемус утвержает, что прямая траектория минимизирует радиационный риск для корабля. В конструкции Nova-C используются технологии проекта «Морфей», программы, осуществляемой американским космическим агентством НАСА. Она включает в себя системы обнаружения опасности при посадке, новую конструкцию двигателя и возможность для будущих посадочных модулей развернуть меньший корабль, который сможет «прыгать», взлетая и приземляясь обратно.

На борту Nova-C будут установлены камеры и другие приборы, в том числе несколько из НАСА, которое оплатило часть стоимости миссии в рамках своей программы «коммерческих служб лунной полезной нагрузки» (CLPS). В рамках этой программы агентство выступает в качестве «якорного арендатора» коммерческого лунного корабля и покупает несколько слотов для полезной нагрузки, а не строит корабль и управляет им самостоятельно. В рамках программы CLPS компания Intuitive Machines заключила контракт на отправку трех посадочных аппаратов Nova-C на Луну к концу 2024 года. Это первый претендент.

Третий претендент – посадочный  модуль Peregrine, построенный компанией Astrobotic Technology в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Он также работает по программе CLPS. Как и аппарат HAKUTO-R, он берет свое начало в конкурсе Google Lunar X Prize, который предлагал 20 миллионов долларов первой команде, которая высадит на Луну небольшой луноход (конкурс был закрыт в 2018 году, а приз так и не был вручен). Peregrine должен быть запущен в конце марта в первом полете Vulcan Centaur, новой ракеты, разрабатываемой американской компанией United Launch Alliance. Это добавляет элемент риска, ранее запуск этой ракеты неоднократно откладывался. Но у Astrobotic все еще есть шанс попасть на Луну первыми.

 

Политика конкуренции

Как и его конкуренты, Peregrine будет везти небольшой луноход и набор инструментов, некоторые из которых предоставлены НАСА. Компания Astrobotic также разработала более крупный посадочный модуль Griffin, который предоставит НАСА луноход для поиска ресурсов в районе южного полюса Луны в рамках другой миссии CLPS, которая должна состояться в конце 2024 года.

Кто победит в этой новой гонке за Луну, и имеет ли это значение? «Мы не считаем, что это гонка за первенство», — заявляет Хакамада Такеши, основатель и руководитель компании ispace, который говорит, что «гордится тем, что его аппарат входит в эту группу новаторских посадочных модулей».  Алтемус из Intuitive Machines говорит, что миссии его фирмы «будут связаны со многими первыми полетами», независимо от того, кто победит в этой конкретной гонке. И он, и Хакамада подчеркивают, что их цель — заложить основу для регулярных рейсов на Луну, открывая новые возможности как для правительств, так и для частных компаний. «Дружеское соревнование только стимулирует больший интерес», — говорит Хакамада.

 

HAKUTO-R достигает Луны

Но какие именно возможности открываются? Способность выводить предметы на орбиту вокруг Земли сделала возможными самые разные вещи: от GPS-навигации и спутникового телевидения до лучшего доступа в Интернет и мониторинга погоды, а также военного использования. Доступ к Луне не имеет очевидных преимуществ, кроме чисто научных исследований. Многие полезные нагрузки CLPS от НАСА призваны проложить путь к возвращению людей на Луну, например, путем разведки возможных мест посадки или поиска ресурсов (прим. лед) для возможной эксплуатации, в частности, в качестве источника топлива. Но такая «добыча местных ресурсов», как известно, открывает новый ящик Пандоры, поскольку не существует международного соглашения о правовом статусе Луны.

Договор о космосе 1967 года, основополагающий текст космического права, демонстрирует свою устарелость. Он относится к эпохе, когда доступ в космос имели только правительства. В нем говорится, что никто не имеет права претендовать на Луну или другие космические пространства. Попытки обновить договор, чтобы установить правила добычи ресурсов, натолкнулись на лунный реголит. Америка отказалась подписать Лунное соглашение, принятое 18 странами в 1984 году, а Китай и Россия отвергли последнее предложение Америки — соглашение Артемиды от 2020 года.

Споры о том, кому принадлежит Луна, были предметом спекуляций еще задолго до начала космической эры. Лукиан, греческий сатирик II века нашей эры, описал лунное путешествие, в ходе которого, как он заявил, встретил Эндимиона, короля Луны. Как показывает трио посадочных модулей, которые сейчас надеются достичь лунной поверхности, дешевые ракеты и новые технологии означают, что ранее фантастический вопрос о владении Луной скоро станет вполне реальным. Эти модули — первые представители планируемого флота лунных аппаратов, как с экипажем, так и без экипажа, с государственным и частным финансированием, которые предвещают новую лунную лихорадку. Это открывает новые возможности, но также поднимает непростые вопросы о путях исследования и освоения космоса человечеством.

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*