Топ-менеджер Microsoft «заболел» чат-ботом ChatGPT

Многие, кто лично знаком с Сатьей Наделлой, испытывают к нему симпатию. А для остальных даже беглый просмотр его автобиографии подтверждает мнение, что председатель совета директоров Microsoft — интеллигентный, порядочный и харизматичный человек. Сатья Наделла непритязателен, увлекается крикетом, умеет слушать собеседника, поощряет сотрудников делиться своими личными и профессиональными целями. Он пишет о буддизме в традиционном стиле. Его сын родился с церебральным параличом, поэтому Сатья Наделла понимает, что испытывают люди с ограниченными возможностями. Временами в его натуре проявляется нечто ликующе-тигриное, когда он едва сдерживает свой восторг по поводу новых технологий Microsoft. Как пример, главный исполнительный директор именно в такой манере поделился впечатлениями, когда впервые надел одну из гарнитур виртуальной реальности HoloLens и, благодаря прямой трансляции с марсохода НАСА, представил себя идущим по красной планете. Это стало, по его словам, взглядом в будущее. «Этот опыт был настолько вдохновляющим, настолько трогательным, что один из членов моей команды руководителей заплакал», — признается Сатья Наделла.
И сейчас топ-менеджер Microsoft снова охвачен эйфорией «нового будущего». 23 января Microsoft объявила о своей третьей инвестиции, оцениваемой в $10 млрд, в OpenAI, компанию, стоящую за ChatGPT. Усовершенствованный инструмент искусственного интеллекта (ИИ) позволяет пользователям задавать вопросы и получать осмысленные и зачастую смешные ответы. За последние несколько месяцев этот инструмент захватил первые полосы в прессе и стал влиять на формирование общественного мнения. В мгновение ока волшебство этой технологии, пусть работающей с некоторыми ошибками, привело к тому, что в прессе всерьез начали обсуждать наступление «момента Кодак» для господствующего уже 20 лет на рынке поиска в Интернет Google, принадлежащей Alphabet. Вокруг ChatGPT сейчас вовсю раздувается настоящий технологический хайп.
Стоит отметить, что спустя семь лет после откровений Наделлы о HoloLens, вся шумиха вокруг виртуальной реальности в Microsoft затихла. По сообщениям, на судьбу проекта HoloLens повлияли недавние массовые увольнения в компании. Тем не менее, ChatGPT уже настолько доступна и интуитивно понятна в использовании, что вряд ли этой системе суждено стать лишь временным трендом в мире высоких технологий. Нетрудно представить, как Microsoft с ее сильными возможностями в облачных вычислениях и программном обеспечении для бизнес-сектора может использовать модели OpenAI, лежащие в основе GPT, для придания новой жизни целому ряду продуктов. Тем более сам Наделла при всей своей осторожности горит амбициями вернуть компанию на вершину технологических инноваций, которую она покинула с появлением социальных сетей и смартфонов.
Пока цена акций Microsoft заставляет быть сдержанным в оценках. С 29 ноября, дня, когда OpenAI публично запустила ChatGPT, она практически не выросла (за исключением небольшого скачка после того, как 24 января Microsoft сообщила о результатах квартальной прибыли, оказавшимися немного лучше, чем ожидалось). Учитывая риски замедления экономического роста, который сдерживает спрос на программное обеспечение и облачные сервисы Microsoft, у инвесторов слишком много актуальных проблем, чтобы обращать особое внимание на обещания Наделлы о скором триумфе продукта, основанного на продвинутой модели ИИ.
Однако не стоит недооценивать самоотверженное рвение СЕО Microsoft. Сатья Наделла возглавил Bing, поисковую систему Microsoft, когда Google полностью доминировала на рынке. Он руководил направлением облачных вычислений, который сейчас называется Azure, еще тогда, когда оно было аутсайдером на фоне Amazon Web Services, принадлежащей гиганту электронной коммерции. Сатья Наделла давно питает страсть к опережению своих конкурентов с западного побережья. Это делает его нетерпеливым к исследованиям ИИ ради самих исследований. Он хочет внедрить его в продукты, которые поражают клиентов. Поэтому Bing, на долю которого приходится всего 7% поисковых запросов в Америке, вскоре будет включать ChatGPT, чтобы отвоевать долю у Google. GitHub, инструмент Microsoft для хранения и работы с кодом, использует технологию OpenAI в своем продукте Co-pilot, направленном на упрощение работы разработчиков программного обеспечения. Microsoft, скорее всего, переработает такие продукты, как Office и Windows, с помощью технологии GPT, чтобы чат-боты могли устранить трудоемкость создания презентаций PowerPoints и электронных таблиц Excel. Что касается облака, то Microsoft получает выгоду, поскольку OpenAI создала и обучила свои модели GPT на Azure, и она может предложить современные услуги чат-ботов клиентам Azure. Чем больше их используют, тем лучше они становятся за счет самообучаемости.
Тем не менее, Microsoft не получит все игровое поле в свое распоряжение, и это не будет рынок одного победителя. Среди других поставщиков облачных услуг тот же Alphabet имеет фундаментальные модели, более мощные, чем GPT. Однако на данный момент способность конкурировать у этой компании ограничена. Alphabet, столь ненавидимая противниками цифровой слежки, несет большой репутационный риск, если человекоподобный ИИ создаст очередные проблемы конфиденциальности для потребителей. Компания находится под прицелом регуляторов: иск, поданный 24 января Министерством юстиции Америки и восемью штатами, требует разделения рекламного бизнеса Google. Кроме того, стоимость среднестатистического поиска Google чрезвычайно дешева; добавление поиска, подобного ChatGPT, требующего больших вычислительных мощностей, сделает ее дороже. Что касается конкурентов Microsoft в области программного обеспечения для бизнеса, таких как Salesforce, то они пытаются сократить расходы и не могут сравниться с Microsoft по инвестициям в передовой ИИ. Так утверждает Марк Моердлер из инвестиционной компании Bernstein.
Первый запуск
Одним словом, у Microsoft есть значительная фора, и Сатья Наделла не хочет ее терять впустую. Однако главный вопрос заключается не в том, кто победит на рынке. Пока подобная аналитика сродни тому, как если бы на заре XIX века предполагать, кто выйдет победителем в научно-технической революции. Вопрос скорее в том, насколько хорошо подготовлена та или иная компания к потенциальным последствиям внедрения технологии, выполняющей работу, за которую ранее отвечали люди, но не имеющую возможностей для проверки надежности такой работы. Риски распространения ошибок или, что еще хуже, дезинформации, очень серьезны. Опасность негативной реакции общества также велика, особенно если работники сферы образования почувствуют, что их рабочие места находятся под угрозой. Хотя, если технология будет успешной, в долгосрочной перспективе она, скорее всего, будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Первоначальный подход Microsoft к потенциальным камням преткновения является проницательным. Инвестиции в OpenAI ставят ChatGPT в рискованное положение, если что-то пойдет не так. Но со временем, когда GPT будет внедрен во все продукты компании, она будет нести большую ответственность за результат. В этом случае внимание будет сосредоточено на моральных принципах Microsoft, а человеческая порядочность Сатьи Наделлы подвергнется испытанию.
Понравилось? Оставьте комментарий