Как Индия стала мировым лидером по цифровым платежам

Как страны с развивающейся экономикой от Индии до Бразилии создали альтернативные модели платежей?

индия цифровые платежи

Если прогуляться по пляжу Джуху в Мумбаи, то можно заметить, что за пять лет мало что изменилось — разве что появились QR-коды, украшающие каждый киоск с едой. Поезжайте в Сан-Паулу в Бразилии, Пекин в Китае или многие другие города развивающихся стран, и вы найдете там нечто подобное. «Большинство людей хотят пользоваться только UPI», — говорит Говинд, продавец закусок на берегу моря в Джуху, имея в виду быстро развивающуюся индийскую платежную сеть.

Единый платежный интерфейс (UPI) — это платформа, позволяющая бесплатно и быстро осуществлять переводы со счета на счет с помощью финтех-приложений, таких как PhonePe или Google Pay. В отличие от Alipay в Китае, он является открытым, поэтому пользователи не привязаны к одной компании и могут передавать свою финансовую историю конкурентам, отмечает Правина Рай, главный операционный директор Национальной платежной корпорации Индии (NPCI), которая управляет платформой. Этому способствуют QR-коды или легко запоминающиеся виртуальные идентификаторы.

UPI привлекает внимание всего мира. «Посмотрите, чего Индия добилась с помощью UPI, Aadhaar и стека платежей, — восхитился Сундар Пичаи, генеральный директор Google. В целом, в 2022 году в стране было обработано более $1трлн транзакций, что эквивалентно трети ВВП Индии. Этому способствовала неожиданная «демонетизация», проведенная правительством в 2016 году, когда было прекращено хождение нескольких банкнот высокого номинала. UPI также выиграл, когда ковид оставил потребителей в страхе перед наличными. Его доля выросла с примерно 17% от 31 млрд цифровых транзакций в 2019 году до 52% от 88,4 млрд транзакций к 2022 году. «Индия лидирует в мире по цифровым платежам в режиме реального времени, совершая почти 40% всех таких транзакций», — похвастался премьер-министр Нарендра Моди.

Индийская модель вдохновляет других. Бразильская система Pix, которая облегчает межбанковские платежи за небольшую комиссию, была запущена в ноябре 2020 года. Сейчас на нее приходится около 30% электронных платежей в Бразилии (кредитные и дебетовые карты занимают примерно по 20%). Такие открытые системы мгновенных платежей являются альтернативой как модели банк/карта в богатых странах, так и закрытой финтех-модели в Китае. «Мы показали, что перемещение денег стоит не так уж дорого, если сеть хорошо спроектирована», — говорит Нандан Нилекани, соучредитель индийского технологического гиганта Infosys и архитектор индийского «цифрового стека», включая UPI.

Еще большим призом, чем эффективность, является возможность ускорить развитие. Рагурам Раджан, бывший глава Резервного банка Индии (RBI), отмечает, что цифровые платежи генерируют данные о бизнесе продавцов и покупательских привычках потребителей в режиме реального времени. Это позволяет кредиторам или страховщикам охватить клиентов, которые могут не иметь ни финансовой истории, ни достаточных активов для участия в традиционном финансировании. По словам Патрика Коллисона из платежной компании Stripe, «предоставление кредита тем более социально ценно, чем менее понятна кредитоспособность заемщика».

Цифровое развитие

Цифровые формы денег уже давно стали источником прогресса на развивающихся рынках. В 2007 году телекоммуникационный гигант Safaricom запустил в Кении услугу мобильных денег M-PESA. Пользователи отдают наличные назначенным агентам для пополнения счета, привязанного к SIM-карте телефона. Платежи отправляются по SMS друзьям, родственникам или продавцам. В настоящее время M-PESA пользуются более 90% кенийских домохозяйств. С ее помощью стало гораздо проще, чем раньше, отправлять деньги родственникам на большие расстояния. Потребительские расходы, как правило, растут, когда деньги можно перевести с меньшими трудностями. По оценкам ученых, M-PESA позволила снизить уровень крайней бедности в Кении как минимум на 2%.

В Китае компания Ant Group, которая была выделена из гиганта электронной коммерции Alibaba, и ее коллега по платежному бизнесу WeChat Pay в значительной степени оцифровали платежный бизнес. Как только финтех-гиганты заманили потребителей, они могут предлагать кредиты и другие финансовые услуги, чему способствуют алгоритмы, поглощающие данные. В настоящее время более 90% цифровых платежей в Китае осуществляются с помощью этих двух приложений. До недавних правительственных репрессий компания Ant занималась более 20% китайских краткосрочных потребительских кредитов. Но китайские финтех-компании уже несколько раз вступали в громкие конфликты с правительством: запланированное размещение акций Ant было заблокировано, а кредитование финтех-фирм было вынуждено сократиться. Однако Кристофер Беддор из Gavekal Dragonomics, китайской исследовательской компании, говорит, что худшее из нападений на технологические компании уже позади. В декабре 2022 года компания Ant получила разрешение на привлечение капитала в размере 1,5 млрд долл.

Модель Alipay широко копируется в других странах. PAYTM, индийский финтех-гигант, который в 2021 году вышел на биржу со стоимостью почти $20 млрд, попытался повторить модель Alipay, создав в Индии аналогичную закрытую финтех-экосистему. Компания Ant является одним из крупнейших инвесторов. Grab и Gojek, два суперприложения Юго-Восточной Азии, предпринимают аналогичные попытки оцифровки.

По словам Саурабха Мукерджи из компании Marcellus, управляющей активами, преимущества цифровых финансов, как правило, больше проявляются в странах с развивающейся экономикой, чем в богатых странах. Это связано с тем, что люди в богатых странах уже имеют доступ к большинству современных финансовых услуг благодаря хорошо отлаженным системам учета, а также активам, которые можно заложить. Есть надежда, что UPI и подобные системы теперь позволят некоторым более бедным странам обогнать Запад. Правительство Индии предоставило почти всем домохозяйствам банковский счет в рамках схемы под названием Jan Dhan Yojana, которая делает UPI гораздо более доступным. Новые платежные системы могут даже способствовать кредитному буму. По данным консалтинговой компании EY, объем финтех-кредитования в Индии достигнет $270 млрд в 2022 году, тогда как десятилетием ранее он составлял всего $9 млрд. Этому может способствовать схема Account Aggregator, которая, подобно открытому банкингу в Европе, позволяет пользователям переносить свою финансовую историю к конкурентам.

Открытые платежные системы могут не породить другого гиганта с влиянием Ant в Китае. Alipay взимает 0,1% за снятие средств свыше определенного порога. Розничные торговцы платят в среднем 0,55% комиссионных за транзакции. Ее кредитное подразделение когда-то получало сопоставимые доходы. То, что открытые платежи снижают вероятность появления подобного индийского гиганта, отчасти задумано специально. «Без UPI мы получили бы что-то вроде Ant без инструментов для борьбы с ним», — говорит один из индийских грандов, имея в виду неспособность правительства обуздать злоупотребление монополией.

Государственная поддержка сыграла решающую роль в успехе открытых платформ. Китайские финтех-компании процветали отчасти благодаря скудному регулированию. Центральный банк Индии активно продвигает UPI, даже требуя, чтобы розничные сети, превышающие определенный размер, принимали его. Он также устанавливает нулевые комиссии и субсидирует участников. Бразильские банки также обязаны предлагать услугу Pix. Хотя он не является бесплатным, его комиссия составляет в среднем всего 0,2% для торговцев по сравнению с более чем 2% для кредитных карт.

Конкурентное преимущество

Сторонники индийской системы отмечают, что UPI способствует развитию конкуренции между финтех-компаниями и банками. Потребители хотят использовать наиболее распространенные платежные системы; ритейлерам также необходим доступ к широко используемым. Именно поэтому карточные сети или закрытые системы часто оказываются в выигрыше у нескольких игроков. Visa и Mastercard доминируют в богатом мире, как Alipay и WeChat Pay доминируют в Китае, что дает им огромную рыночную власть. Архитекторы UPI и Pix видят свои модели в том, чтобы сломать такую тенденцию к концентрации. «Мы рассматриваем UPI как общественную услугу», — говорит г-жа Рай из NPCI.

Однако у модели нулевого тарифа, реализуемой под руководством государства, есть и отрицательные стороны. Индийские банкиры утверждают, что нехватка доходов отбила у банков и финтех-компаний желание инвестировать в защиту прав потребителей. «Существуют технологические затраты, затраты на обслуживание, затраты на борьбу с мошенничеством и спорами», — жалуется один из них. «Зачем финансовой компании нести все эти расходы, если нет потока доходов?» — спрашивает Аджай Шах из XKDR Forum, аналитического центра в Мумбаи. «Это тревожный сигнал… возможно, выход в том, чтобы брать немного больше», — говорит г-н Раджан, бывший управляющий РБИ.

Г-жа Рай утверждает, что нулевая стоимость UPI способствует экономическому росту. В 2022 году правительство компенсировало банкам и некоторым финтех-компаниям чуть более 2 000 крор рупий ($250 млн) в качестве субсидии за их общественные услуги по поддержанию UPI. Но это ничтожные 0,025% от общей стоимости транзакций, а также гораздо меньше, чем стоит обслуживание системы UPI, считает один банкир. Несмотря на призывы либо разрешить взимание платы, либо увеличить государственную субсидию, бюджет Индии на 2023 год сократит ее примерно на 25%.

Пострадала защита клиентов. Исследование, проведенное индийским экономистом Ренукой Сане и ее соавторами, показало, что 18% пользователей UPI имели какие-либо претензии к системе, например мошенничество или ошибочный платеж. Менее 30% получили разрешение своих жалоб. Уттам Наяк, бывший руководитель Visa в Индии, отмечает, что, хотя объемы UPI быстро растут, общая стоимость транзакций не так сильно выросла. Потребители предпочитают более безопасные способы оплаты для крупных покупок. «Я использую UPI для покупки чая. Но я бы не стал использовать его для покупки билета на самолет», — говорит один архитектор из Мумбаи.

У UPI есть и другие недостатки. Показатели успешности транзакций — ключевой показатель, который может стимулировать увеличение расходов, — ниже, чем у платежных систем на развитых рынках. Обмен финансовыми данными, который способствует конкуренции между банками и открывает доступ к кредитам, развивается медленно. По данным Sahamati, ассоциации агрегаторов счетов, число связанных счетов выросло до 5 млн в апреле 2023 года. Но это очень мало на фоне огромного населения Индии.

Развитие UPI потребует дополнительных инвестиций. Г-жа Рай отмечает, что он предлагает полезный канал привлечения клиентов для банков и финтех-компаний, которые могут извлечь выгоду из огромных объемов данных. «Мы рассматриваем цифровые платежи как способ привлечения клиентов», — говорит Харшджит Сетхи, управляющий директор венчурной компании Sequoia India. «Затем вокруг них выстраиваются другие финансовые услуги… например, священный грааль кредитования». Самир Шетти из Axis Bank, одного из крупнейших в Индии, говорит, что «агрегатор счетов — это то место, где UPI был в 2017 году».

Но такие изменения могут произойти только в том случае, если к ним будут допущены финтех-компании. BhratPe, один из ведущих индийских финтехов, имеет лицензию на кредитование. Другие, такие как PAYTM, Google Pay и PhonePe, не имеют. На пути может встать политика. В документе, подготовленном РБИ в августе 2022 года, рассматривается вопрос о комиссионных за платежи большей стоимости. Инсайдеры, знакомые с NPCI, RBI и министерством финансов, говорят, что первые две организации открыты для введения платы за транзакции, но правительство практически закрыло дверь для этой идеи.

Ни одна система мгновенных платежей не является совершенной, но UPI — это явное улучшение по сравнению с наличными деньгами. Смогут ли государственные структуры успешно поддерживать такую технологически продвинутую платежную систему? «Все, что вы хотите, это чтобы на рынке происходило движение, а не выбор победителей», — говорит г-н Шах из XKDR Forum. «UPI — это централизованное планирование». Даже те, кто выступает за UPI, считают необходимым иметь несколько вариантов оплаты. Один из грандов говорит о «риске концентрации». Они отмечают, что «если NPCI падает, то падает вся платежная система», добавляя, что «может быть роль второго NPCI».

Ни одна система мгновенных платежей не является совершенной, но UPI — это явное улучшение по сравнению с наличными. В марте РБИ запустил UPI для телефонов, оснащенных кнопками, а не сенсорными экранами, что может расширить доступ к системе. И она распространяется за рубежом. Уже сейчас UPI интегрирован в платежную систему Сингапура, позволяя людям отправлять денежные переводы с относительно низкой комиссией в 3%. Индия хочет, чтобы UPI стал платежным средством за рубежом, подобно тому, как Alipay широко принят за пределами Китая. Г-жа Рай говорит, что другие страны могут даже принять весь стек UPI. Г-н Нилекани надеется, что UPI в конечном итоге будет использоваться повсеместно. «Если я пойду в Lulu в Дубае или Harrods в Лондоне, я должен иметь возможность совершить платеж с помощью UPI». Это, несомненно, создаст новую конкуренцию для банковских/карточных гигантов на Западе.

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*