В цифровых платежах есть не только риски, но и большие потенциальные выгоды

В этом специальном отчете представлены три широкие мировые модели платежей. В богатых странах карточные сети поверх банковских счетов сохранили свое доминирующее положение. Однако даже здесь существуют различные подходы. В Америке нефиксированная плата за пользование кредитными картами делает систему регрессивной, хотя и более благоприятной для кредитования. Европейское регулирование комиссионных сборов и готовность предоставить финтех-компаниям доступ к платежным системам привели к усилению конкуренции и расширению потребительского выбора.
В Индии и Бразилии переводы с банковского счета на счет с нулевой или низкой комиссией привели к оцифровке платежных систем. Этот подход может стать идеальным для платежей с низкой стоимостью в бедных странах. Со временем данные, которые они производят, могли бы способствовать предоставлению кредитов на ранних стадиях развития. Однако, как и в любой системе, управляемой государством, существует риск неправильного управления, примером чему может служить настойчивое стремление Индии установить нулевую комиссию за пользование платежной системой UPI.
В Китае сохраняется закрытая дуополия Alipay и WeChat Pay, несмотря на государственные репрессии. Ее роль в предоставлении кредитов уменьшилась по мере того, как Китай укрепляет свои банки. Но худшие последствия репрессий уже позади. Со временем электронный китайский доллар может превратиться в огромную платежную систему, но только если правительство подтолкнет его к этому. В любом случае, правительство имеет доступ к данным о каждом цифровом платеже, заставив Ant Group и Tencent сотрудничать для усиления контроля.
Ни одна платежная система не является совершенной. Так, Америке следует рассмотреть европейскую модель ограничения комиссий по кредитным картам или позволить дебетовым картам конкурировать на равных условиях. Любой из этих вариантов сделает систему более инклюзивной. Индия должна быть готова ввести небольшие комиссии за цифровые платежи, как это сделала Бразилия. Это улучшит защиту клиентов и поможет системе развиваться. Ни криптовалюты, ни цифровые валюты центральных банков не произведут революцию в платежных системах.
Переход на безналичный расчет также сопряжен с рисками. Во время пандемии, несмотря на резкий рост цифровых платежей, количество наличных денег в обращении выросло примерно на 10% в Великобритании. Отчасти это было вызвано стремлением к безопасности. Что делать, если банки или критически важные объекты инфраструктуры выйдут из строя? Многие страны, от Аргентины до Беларуси и Китая, варьируются от властных до некомпетентных. В них граждане могут сохранять сбережения и совершать сделки вне поля зрения государства.
Более новым риском цифровых финансов может быть финансовая нестабильность. В недавней работе Луиджи Зингалеса из Чикагского университета и соавторов показано, что во втором квартале 2022 года отток депозитов из цифровых банков был больше, чем из традиционных банков. Количество брокерских счетов, которые дают потребителям еще одно место для хранения активов, также коррелирует с большим оттоком. Авторы заключают: «Регулирование, принимающее во внимание «липкость» депозитов, может оказаться устаревшим».
В этом отношении показателен крах банка Силиконовой долины. У него были вкладчики, разбирающиеся в цифровых технологиях и умеющие пользоваться банковскими приложениями. Как заявила Джейн Фрейзер, руководитель банка Citigroup, социальные сети и мобильный банкинг могут стать «переломным моментом» для банковских операций. SVB был закрыт на некоторое время, чтобы дать властям время решить, что делать. Но система платежей в режиме реального времени, такая как UPI, Pix или американская FedNow, значительно усложнит эту задачу. Риск бегства депозитов из банков — одна из причин, по которой CBDC устанавливают лимиты на сумму, которую может держать пользователь.
В итоге новый мир цифровых финансов должен раскрыть огромный потенциал. На возможные угрозы со стороны цифровых финансов есть ответы. Один из них — усиление регулирования. Если заставить банки держать менее рискованные активы, то вероятность банкротства снизится. Другой вариант — предоставление регуляторами большему числу компаний, включая финтех, доступа к безрисковым резервам центрального банка для облегчения платежей. Это может снизить давление на правительства, вынуждающее их поддерживать банки, поскольку у клиентов появятся другие варианты доступа к ликвидности. В Великобритании уже есть подобный вариант, поскольку небанковские поставщики платежных услуг могут подать заявку на использование системы платежей Банка Англии в режиме реального времени.
Как и многие другие технологии, цифровые финансы могут расширить возможности деспотичных государств и привнести собственные риски стабильности, подчеркивая необходимость более эффективного управления. Но в итоге новый мир цифровых платежей должен раскрыть огромный потенциал. Он снизит трения при проведении внутренних и трансграничных платежей. Он привел миллионы людей в формальную финансовую систему, предоставив им доступ к кредитам и другим финансовым услугам. Учитывая центральную роль платежей в экономической деятельности, он обещает принести дополнительную выгоду многим странам.
Понравилось? Оставьте комментарий