Борьба за платежные системы разгорается по всему миру. Кто победит?

Платежи через приложения стали нормой, но беспрепятственное перемещение денег может способствовать финансовой нестабильности.

Оплата — это один из самых основных видов экономической деятельности. Чтобы купить что-либо, вам нужно предложить что-то, что хочет продавец.

На протяжении веков люди в основном используют физические объекты, включая наличные деньги, для совершения сделок. Банки изначально предназначались только для хранения товаров, таких как зерно, а не были связаны с потребительскими платежами. Позже чеки стали привязывать к банковским счетам. Первые кредитные карты (Diners Club в 1950 году) и карты с магнитной полосой (American Express в 1971 году) положили начало более широкому переходу от бумажных денег и чеков к розничным платежам. Но они были ограничены в основном развитыми экономиками и состоятельными клиентами банков, которые по-прежнему являются центральными финансовыми узлами.

Сейчас новая волна оцифровки, вызванная появлением смартфонов и Интернета, вновь меняет платежные системы. Делая возможными практически мгновенные удаленные платежи, они значительно снижают трение при перемещении денег. Это облегчает торговлю на расстоянии и оставляет четкий проверяемый след. Оцифрованные формы платежей также могут стать основой для предоставления более широких финансовых услуг, что особенно важно для бедных стран с менее развитой финансовой системой.

Появление цифровых платежных платформ обещает создать новых королей высокодоходной глобальной платежной системы. Долой громоздкие банки, дорогие кредитные карты и грязные наличные. Вместо них — броские криптопротоколы, удобные финтех-кошельки и даже цифровые деньги центрального банка. Некоторый ажиотаж вокруг этого был чрезмерным. Но в специальном докладе утверждается, что система перемещения денег действительно претерпевает масштабные изменения. Доля транзакций с использованием наличных денег резко падает: с 2011 по 2021 годы на основных мировых рынках она снизилась в среднем на 25%. Наибольшее падение наблюдается в странах с развивающейся экономикой. Цифровизация является важной составляющей этого отхода от наличных денег.

Во всем мире появляются различные системы, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. И не всегда новые финтех-фирмы, цифровые новички или модные криптовалюты являются лидерами перестройки. Часто новые технологии внедряют государственные системы и действующие банки. Так, в Индии и Бразилии новые платежные платформы, финансируемые государством, стали доминирующими формами безналичных платежей, благодаря чему сотни миллионов ранее не охваченных банковским обслуживанием граждан попали в официальную финансовую систему. На Западе модель банк/карта, несмотря на претендентов в сфере финтеха, в значительной степени сохранилась даже по мере развития цифровых технологий. Закрытые финтех-приложения Китая и новая система расчетов могут распространиться по всей Азии и снизить зависимость региона от доллара.

Современные цифровые платежные платформы бросают вызов старому порядку

Все это имеет серьезные последствия для отношений между деньгами и государством. Некоторые правительства могут использовать цифровые финансы для того, чтобы помогать полиции контролировать свой собственный народ. Запад может обнаружить, что распространение цифровых платежных платформ означает потерю финансового влияния. Беспрепятственное перемещение денег может повысить эффективность, но оно может способствовать финансовой нестабильности, поскольку клиентам будет легче изымать банковские вклады, как это произошло в случае с банком Силиконовой долины, которому предшествовал банкротство.

Как и любая новая технология, цифровые финансы имеют свою долю шумихи. Но современные цифровые платежные платформы явно бросают вызов старому порядку. Традиционно банки были точкой входа в формальное финансирование. Теперь же платежи через приложения, использующие QR-коды, сети быстрых платежей и высокоскоростное интернет-соединение, стали для многих нормой. Поскольку пользователи начинают отправлять и получать деньги, данные, которые собирают такие платформы, могут помочь открыть доступ к другим финансовым услугам, таким как кредиты и страхование.

Хорошим примером является китайская система Alipay, которая изначально была службой эскроу для платформы электронной коммерции Alibaba. До этого, отмечает Джек Пун из Гонконгского политехнического университета, «вам нужно было идти в уличный магазин, чтобы лично купить очки для видеоигр». Alipay, который черпал вдохновение в обслуживании eBay платежной компанией PayPal, стимулировал электронную коммерцию, используя смартфоны и QR-коды для быстрого масштабирования. Наряду со своим аналогом WeChat Pay, она сейчас обрабатывает около 90% китайских цифровых платежей. «Люди смотрят на вас смешно, если вы пытаетесь расплатиться наличными», — отмечает г-н Пун.

Платежный переворот

Поскольку мир все больше переходит на безналичные деньги, а рекордно низкие процентные ставки делают деньги фактически бесплатными, летом 2020 года вокруг цифровых финансов разразился настоящий ажиотаж. Были запущены сотни новых криптопротоколов, и многие из них приносили проценты на криптодепозиты в размере 20% и более, казалось бы, без риска. Рыночная стоимость криптосферы выросла до $3 трлн в 2021 году. Китайская компания Ant Group, занимающаяся платежами и кредитованием, начала готовиться к блокчейн-листингу с ожидаемой оценкой более $300 млрд. К лету 2021 года PayPal стоил около $350 млрд, что ставило его рядом с JPMorgan Chase, крупнейшим банком мира, и Visa, крупнейшей карточной сетью (тогда они оценивались в $450 млрд и $520 млрд соответственно).

Однако ажиотаж оказался недолгим. Рыночный хаос прошлого года, вызванный ростом процентных ставок и последствиями вторжения России в Украину, смирил многих претендентов на цифровые технологии. Первым рынком, на котором произошла коррекция, стал сам Китай. В ноябре 2020 года китайское правительство остановило запланированное размещение акций Ant Group. Это было предвестием того, что должно было произойти. Рыночная стоимость всех криптовалют упала почти на три пятых с момента своего пика в 2021 году. По оценкам журнала Economist, общая рыночная стоимость 100 крупнейших государственных и частных финтех-компаний мира с тех пор сократилась вдвое.

Однако, несмотря на эти рыночные потрясения, в результате бурного роста цифровых финансов и новых платежных платформ произошли три устойчивых изменения. Во-первых, дебаты в более богатых странах о том, кто — криптовалюты или финтех-компании — положит конец господству банков и карточных сетей, практически исчерпаны. Криптовалюты утратили свою репутацию и с трудом демонстрируют свою полезность. Причудливые финтех-компании, несомненно, будут продолжать расти. Но старая модель банка/карты адаптировалась к оцифровке лучше, чем ожидали многие, предсказывавшие революцию.

В некоторых случаях тонкий союз между банками и государством укрепляет эту стабильность. В Китае ущемление Ant Group со стороны правительства позволило банкам сохранить свою значимость в сфере кредитования. В Америке Facebook подошел слишком близко к финансам, когда попытался запустить свою онлайн-валюту Libra, и был вынужден вернуться назад. Apple Pay и Google Pay растут, но пока играют лишь нишевую роль в платежах. А криптовалюты разделились на две части: регулируемую часть, которая может стать неотличимой от традиционных финансов, и менее регулируемую, которая работает в основном в странах с неустойчивой экономикой, таких как Аргентина.

Второе большое изменение заключается в том, что развивающиеся рынки разработали открытые платежные системы. Они представляют собой альтернативу как модели банк/карта в богатых странах, так и закрытым финтех-гигантам Китая. Действительно, возможно, что благодаря системам мгновенных переводов с банковского счета на счет в Европе и внедрению Федеральной резервной системой США услуги мгновенных платежей FedNow в Америке, богатый мир может скопировать лучшие системы из развивающихся стран.

Третье изменение заключается в том, что правительства многих стран предпринимают шаги по снижению своей зависимости от западных платежных сетей и от доллара. Такие усилия, имеющие долгую историю, были ускорены санкциями, наложенными на Россию после ее вторжения в Украину. Несколько стран создали национальные альтернативы карточным сетям, таким как Visa и Mastercard. Китай внедряет альтернативу международной системе обмена сообщениями SWIFT для банков.

Некоторые страны также создают многосторонние платежные связи, которые позволяют гражданам использовать свои внутренние фавориты за рубежом. Кошельки UPI из Индии теперь можно использовать в Сингапуре. Кошельки Alipay из Китая принимаются везде, от Дубая до Вашингтона. GrabPay из Малайзии можно использовать на большей части Юго-Восточной Азии. Китай возглавляет создание азиатской платежной системы, основной валютой которой является юань. Поскольку технологии удешевляют возможные альтернативы доллару, они могут бросить вызов хватке Запада в международных финансах.

Контроль над платежными системами дает огромную политическую власть. Они используются для сбора налогов и распределения пособий. Они оставляют цифровые следы, которые обеспечивают экономическую деятельность более заметной для государства, что затрудняет уклонение от налогов и организованную преступность. Нет ничего удивительного в том, что правительства многих стран наседают на криптовалюты, которые обещают беспрепятственный доступ к платежам. Америка недавно выдвинула обвинения против Binance, крупнейшей в мире криптовалютной биржи, за уклонение от американского регулирования. Китай пытается запретить криптовалюту. Индия ограничила ее использование.

Понравилось? Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*